• Lorem ipsum dolor sit amet
  • Lorem ipsum dolor sit amet
  • Lorem ipsum dolor sit amet

Повышение квалификации

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Повышение квалификации

"Речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС"

Вид программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации

Выдаваемый документ

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца

Категория слушателей

Логопеды, работающие с детьми раннего возраста; педагоги центров раннего развития ребенка, воспитатели групп раннего возраста (ясельных групп), старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений

Форма обучения

Очная

Требования к образованию

Среднее профессиональное и/или высшее образование

Цели и задачи программы

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности педагогов и поведения родителей в области создания оптимальных условий для речевого развития детей раннего возраста, основанного на знании процесса освоения  языка ребенком.

Задачи:
1. Ознакомить  слушателей со всеми основными особенностями процесса освоения ребенком родного языка, трактуемыми как построение каждым ребенком собственной языковой системы со всеми ее компонентами: фонологическим, лексическим, грамматическим.
2. Способствовать формированию у взрослых  умения  обогащать активный словарь детей; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;  развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
3.Способствовать  знакомству детей  с книжной культурой, детской литературой.
4. Формировать умения педагогов и родителей, позволяющие оценивать степень сформированности всех компонентов речевой способности ребенка (фонологического, лексического, грамматического).
5. Формировать умение педагогов консультировать родителей, оказывать им помощь в оптимизации коммуникации с собственными детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
6. Ознакомить обучающихся с разнообразными играми и видеотехнологиями, предназначенными для развития речи, коммуникативных умений и языковой рефлексии  ребенка.

В процессе обучения слушатели знакомятся с «Тестом речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста» в двух частях, являющимся адаптированным сотрудниками лаборатории детской речи к русскому языку «The MacArthur Communicative Development Inventory». На основе опросника создана База данных МАККАРТ-РУС, благодаря которой получены данные о нормативах речевого развития русскоязычного ребенка раннего возраста. 1 апреля 2013 г. База данных зарегистрирована в Федеральной службе интеллектуальной собственности (№ 2013620489). Предполагается обучение методике, связанной с использованием данного опросника. Опросник «The MacArthur Communicative Development Inventory», позволяет следить за речевым развитием детей, определять особенности речи конкретного ребенка и в соответствии с этим разрабатывать оптимальные средства помощи ему. Слушатели смогут воспользоваться изданием: Елисеева М. Б., Вершинина Е. А., Рыскина В. Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. — Иваново: ЛИСТОС, 2016.

Наличие в РГПУ им А. И. Герцена единственной в России лаборатории детской речи, располагающей обширным Фондом данных детской речи и большим количеством научной, учебно-методической и справочной литературы, аудио- и видеоматериалами помогает организовать учебный процесс наилучшим образом.

Программа разработана на основе профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».

Основное содержание программы

Программа включает в себя следующие дисциплины:
Дисциплина 1 «Коммуникативное и речевое развитие в раннем возрасте»
Тема 1 «Аспекты коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации»
Тема 2. Особенности коммуникации взрослый-ребенок. Роль эмоционального и фактического аспекта коммуникации в младенческом возрасте»
Тема 3. Речевое взаимодействие взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности. Развитие предметно-содержательного аспекта коммуникации.
Дисциплина 2 «Лексикон ребенка раннего возраста, способы его развития и коррекции»
Тема 1 «Освоение ребенком значения слова. Усвоение предметной и понятийной отнесенности слов. Явление сверхгенерализации (расширения сферы использования слова)»
Тема 2 «Начальный детский лексикон. Качественный состав и классификация единиц начального детского лексикона.»
Тема 3. «Синонимические, антонимические, родо-видовые отношения между словами в лексической системе ребенка и способы их формирования».
Тема 4. «Современные технологии развития детского лексикона»
Дисциплина 3. «Фонетическое развитие ребенка раннего возраста»
Тема 1. «Основные закономерности освоения ребенком произносительной стороны речи».
Тема 2. «Модификации фонетической оболочки слов»
Тема 3. «Фонетический анализ речевой продукции ребенка».
Дисциплина 4. «Грамматическое моделирование как способ совершенствования речи ребенка раннего возраста»
Тема 1. «Основные закономерности освоения ребенком морфологических категорий».
Тема 2. «Освоение ребенком категории числа существительных».
Тема 3. «Освоение ребенком категории рода существительных».
Тема 4. «Освоение ребенком категории падежа существительных».
Тема 5. «Освоение ребенком глагольных форм».
Тема 6. «Словоизменительные модели в дидактическом аспекте».
Дисциплина 5. «Игра как средство речевого и языкового развития ребенка Методика проведения семинара-тренинга для родителей по созданию условий для оптимального речевого развития»
Тема 1. «Игра как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Типология игр».
Тема 2. «Манипулятивная игра младенца и ребенка раннего возраста. Роль действий с предметами в коммуникативном и речевом развитии».
Тема 3. «Ранние этапы развития сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как фактор речевого развития ребенка».
Тема 4. «Лингводидактический материал материнского фольклора».
Тема 5. «Речевая активность ребенка раннего или младшего дошкольного возраста во время игры».
Тема 6. «Тематика и содержание интерактивных занятий с родителями: - о коммуникации, о важности обратной связи в диалоге, о методах развития диалога - грамматического и лексического расширения. Использование обратной связи с помощью видеотехнологий».
Дисциплина 6. «Основные способы оценки и отслеживания динамики уровня речевого развития ребенка раннего возраста»
Тема 1. «Основные стадии психофизиологического развития в дословесном периоде и методы их оценки».
Тема 2. «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста» и его основные функции».
Тема 3. «Сопоставительный анализ других способов оценки речевого развития детей раннего возраста».
Дисциплина 7. «Начальные этапы развития языковой рефлексии и знакомство с детской литературой»
Тема 1. «Развитие языковой рефлексии в раннем и младшем дошкольном возрасте. Анализ детской речевой продукции: специфика высказываний о языковых фактах»
Тема 2. «Фольклорные произведения и авторские литературные произведения как средство развития речевой/ языковой рефлексии».
Тема 3. «Исправление взрослым речи ребенка. Эффективность прямых и косвенных исправлений».
Тема 4. «Восприятие книги ребенком раннего возраста»
Дисциплина 8. «Организация работы специалиста дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема 1. «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. (ФГОС ДО). Организация деятельности специалиста дошкольной образовательной организации, обеспечивающей речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста».
Тема 2. «Проектирование рабочей программы специалиста ДОУ, направленной на речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста».

Форма итоговой аттестации:  Зачёт.

Дисциплина 1 «Коммуникативное и речевое развитие в раннем возрасте»

Тема 1 «Аспекты коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации»

Тема 2. Особенности коммуникации взрослый-ребенок. Роль эмоционального и фактического аспекта коммуникации в младенческом возрасте»

Тема 3. Речевое взаимодействие взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности. Развитие предметно-содержательного аспекта коммуникации.

Дисциплина 2 «Лексикон ребенка раннего возраста, способы его развития и коррекции»

Тема 1 «Освоение ребенком значения слова. Усвоение предметной и понятийной отнесенности слов. Явление сверхгенерализации (расширения сферы использования слова)»

Тема 2 «Начальный детский лексикон. Качественный состав и классификация единиц начального детского лексикона.»

Тема 3. «Синонимические, антонимические, родо-видовые отношения между словами в лексической системе ребенка и способы их формирования».

Тема 4. «Современные технологии развития детского лексикона»

Дисциплина 3. «Фонетическое развитие ребенка раннего возраста»

Тема 1. «Основные закономерности освоения ребенком произносительной стороны речи».

Тема 2. «Модификации фонетической оболочки слов»

Тема 3. «Фонетический анализ речевой продукции ребенка».

Дисциплина 4. «Грамматическое моделирование как способ совершенствования речи ребенка раннего возраста»

Тема 1. «Основные закономерности освоения ребенком морфологических категорий».

Тема 2. «Освоение ребенком категории числа существительных».

Тема 3. «Освоение ребенком категории рода существительных».

Тема 4. «Освоение ребенком категории падежа существительных».

Тема 5. «Освоение ребенком глагольных форм».

Тема 6. «Словоизменительные модели в дидактическом аспекте».

Дисциплина 5. «Игра как средство речевого и языкового развития ребенка Методика проведения семинара-тренинга для родителей по созданию условий для оптимального речевого развития».

Тема 1. «Игра как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Типология игр».

Тема 2. «Манипулятивная игра младенца и ребенка раннего возраста. Роль действий с предметами в коммуникативном и речевом развитии».

Тема 3. «Ранние этапы развития сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как фактор речевого развития ребенка».

Тема 4. «Лингводидактический материал материнского фольклора».

Тема 5. «Речевая активность ребенка раннего или младшего дошкольного возраста во время игры».

Тема 6. «Тематика и содержание интерактивных занятий с родителями - о коммуникации, о важности обратной связи в диалоге, о методах развития диалога - грамматического и лексического расширения. Использование обратной связи с помощью видеотехнологий».

Дисциплина 6. «Основные способы оценки и отслеживания динамики уровня речевого развития ребенка раннего возраста».

Тема 1. «Основные стадии психофизиологического развития в дословесном периоде и методы их оценки».

Тема 2. «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста» и его основные функции».

Тема 3. «Сопоставительный анализ других способов оценки речевого развития детей раннего возраста».

Дисциплина 7. «Начальные этапы развития языковой рефлексии и знакомство с детской литературой»

Тема 1. «Развитие языковой рефлексии в раннем и младшем дошкольном возрасте. Анализ детской речевой продукции: специфика высказываний о языковых фактах».

Тема 2. «Фольклорные произведения и авторские литературные произведения как средство развития речевой/ языковой рефлексии».

Тема 3. «Исправление взрослым речи ребенка. Эффективность прямых и косвенных исправлений».

Тема 4. «Восприятие книги ребенком раннего возраста»

Дисциплина 8. «Организация работы специалиста дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема 1. «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. (ФГОС ДО). Организация деятельности специалиста дошкольной образовательной организации, обеспечивающей речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста».

Тема 2. «Проектирование рабочей программы специалиста ДОУ, направленной на речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста».

Дисциплина 1 «Коммуникативное и речевое развитие в раннем возрасте»
Тема 1 «Аспекты коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации»
Тема 2. Особенности коммуникации взрослый-ребенок. Роль эмоционального и фактического аспекта коммуникации в младенческом возрасте»
Тема 3. Речевое взаимодействие взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности. Развитие предметно-содержательного аспекта коммуникации.
Дисциплина 2 «Лексикон ребенка раннего возраста, способы его развития и коррекции»
Тема 1 «Освоение ребенком значения слова. Усвоение предметной и понятийной отнесенности слов. Явление сверхгенерализации (расширения сферы использования слова)»
Тема 2 «Начальный детский лексикон. Качественный состав и классификация единиц начального детского лексикона.»
Тема 3. «Синонимические, антонимические, родо-видовые отношения между словами в лексической системе ребенка и способы их формирования».
Тема 4. «Современные технологии развития детского лексикона»
Дисциплина 3. «Фонетическое развитие ребенка раннего возраста»
Тема 1. «Основные закономерности освоения ребенком произносительной стороны речи».
Тема 2. «Модификации фонетической оболочки слов»
Тема 3. «Фонетический анализ речевой продукции ребенка».
Дисциплина 4. «Грамматическое моделирование как способ совершенствования речи ребенка раннего возраста»
Тема 1. «Основные закономерности освоения ребенком морфологических категорий».
Тема 2. «Освоение ребенком категории числа существительных».
Тема 3. «Освоение ребенком категории рода существительных».
Тема 4. «Освоение ребенком категории падежа существительных».
Тема 5. «Освоение ребенком глагольных форм».
Тема 6. «Словоизменительные модели в дидактическом аспекте».
Дисциплина 5. «Игра как средство речевого и языкового развития ребенка Методика проведения семинара-тренинга для родителей по созданию условий для оптимального речевого развития».
Тема 1. «Игра как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Типология игр».
Тема 2. «Манипулятивная игра младенца и ребенка раннего возраста. Роль действий с предметами в коммуникативном и речевом развитии».
Тема 3. «Ранние этапы развития сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как фактор речевого развития ребенка».
Тема 4. «Лингводидактический материал материнского фольклора».
Тема 5. «Речевая активность ребенка раннего или младшего дошкольного возраста во время игры».
Тема 6. «Тематика и содержание интерактивных занятий с родителями - о коммуникации, о важности обратной связи в диалоге, о методах развития диалога - грамматического и лексического расширения. Использование обратной связи с помощью видеотехнологий».
Дисциплина 6. «Основные способы оценки и отслеживания динамики уровня речевого развития ребенка раннего возраста».
Тема 1. «Основные стадии психофизиологического развития в дословесном периоде и методы их оценки».
Тема 2. «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста» и его основные функции».
Тема 3. «Сопоставительный анализ других способов оценки речевого развития детей раннего возраста».
Дисциплина 7. «Начальные этапы развития языковой рефлексии и знакомство с детской литературой»
Тема 1. «Развитие языковой рефлексии в раннем и младшем дошкольном возрасте. Анализ детской речевой продукции: специфика высказываний о языковых фактах».
Тема 2. «Фольклорные произведения и авторские литературные произведения как средство развития речевой/ языковой рефлексии».
Тема 3. «Исправление взрослым речи ребенка. Эффективность прямых и косвенных исправлений».
Тема 4. «Восприятие книги ребенком раннего возраста»
Дисциплина 8. «Организация работы специалиста дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема 1. «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. (ФГОС ДО). Организация деятельности специалиста дошкольной образовательной организации, обеспечивающей речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста».
Тема 2. «Проектирование рабочей программы специалиста ДОУ, направленной на речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста».

Руководитель программы

Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой языкового и литературного образования ребенка РГПУ им А. И. Герцена

Срок обучения (часов/месяцев/лет)

5 недель (84 часа).

Режим занятий

2 дня в неделю по 6 аудиторных часов в день

Стоимость обучения*

10500 рублей

Планируемая дата начала обучения**

По мере комплектования группы

Контакты

Контакты института постдипломного образования:
Телефон/факс: (812) 406-07-98
Телефон: (812) 643-77-67, добавочный (в тон. режиме - *) - 4559

Контакты руководителя программы:
Елисеева Марина Борисовна
почта: melyseeva@yandex.ru

* Стоимость обучения может измениться, но не более, чем на 10%.

** Дата начата может быть скорректирована, в зависимости от укомплектованности группы. Необходимо уточнять у контактных лиц.

Подписаться

Новости и Анонсы